«МИЭЛЬ-Загородная недвижимость»: Итоги 2015 для рынка вторичной загородной недвижимости
В кризисные периоды на рынке именно загородное жилье страдает достаточно существенно: сегмент нечасто используют как инструмент инвестиций, а потребность в дополнительном жилье в тяжелые экономические времена, как правило, откладывается. Однако, как посчитали аналитики «МИЭЛЬ - Загородная недвижимость», загородный сегмент показал не радикальное падение, а даже некоторый рост, причем среди вторичной недвижимости. В чем секрет феномена подмосковной загородки, рассказывает управляющий партнер «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость» Владимир Яхонтов
Как и в 2014 году, в течение 2015 года на вторичном загородном рынке возрастала доля коттеджей в структуре потребительского спроса. Этот формат остается наиболее востребованным среди подмосковных покупателей: готовые дома с участками получили долю в 58%, увеличив ее на 2% в сравнении с прошлым годом. Стабильным остается сегмент дачных домов, включая дачи в исторических местах: ему удается удерживать долю в 11% в течение уже двух лет.
«Дачи – это сегмент для понятного круга покупателей. Им интересен именно этот формат, дома не только с участками, но и с историей. Поэтому доля его остается довольно стабильной» – поясняет Владимир Яхонтов. Незначительно вырос интерес покупателей к наименее дорогому продукту загородного рынка – земельным участкам: их доля возросла на 2%.
Падение при этом продемонстрировал сегмент таунхаусов. Доля таунхаусов в структуре спроса упала в два раза: «Таунхаусы долгое время рассматривались покупателями как основное жилье. Однако в условиях снижения цен на вторичное жилье в ближней зоне Подмосковья и в спальных районах столицы, покупатели делали выбор не в пользу таунхаусов. Их формат, однако, более востребован на первичном загородном рынке» – рассказывает эксперт.
Средний бюджет покупки на вторичном загородном подмосковном рынке, при этом, только рос в течение года. Так, средняя стоимость сделки по приобретению дачи увеличилась на 5%, а в сегменте коттеджей рост составил 6%. На 7%, при этом, снизился бюджет покупки земельных участков.
«В текущих условиях рынка увеличение средних бюджетов на приобретение дачных и коттеджных домов можно считать существенным. Вторичная загородная недвижимость действительно не теряет привлекательности. Во многом рост цен обусловлен улучшением транспортной доступности в регионе, особенно на направлении Новой Москвы.
Большой популярностью на данной территории, помимо домов в коттеджных поселках, стали пользоваться жилые площади в малоэтажных ЖК. Рост нового формата качественного жилья подстегнул выход на рынок нескольких очередей новомосковских малоэтажных проектов, таких как ЖК «Андерсен», «Остров Эрин», «Новые Ватутинки.Квартал Южный», «Экопарк Горчаково» – отмечает Владимир Яхонтов.
Еще одна интересная тенденция спроса на вторичном загородном рынке – повышение интереса покупателей к земельным участкам в зоне до 15 км от МКАД. «Стоит отметить, что в тех же бюджетных рамках гораздо выгоднее приобрести готовый дом с участком в зоне от 20 км от МКАД. Мы считаем, что, по мере развития территорий, спрос будет смещаться дальше от границ старой Москвы: многие коттеджные поселки ближнего Подмосковья уже окружают «стены» многоэтажек, а, значит, территория утрачивает загородный колорит. В более экологичной зоне до 30 км от МКАД, в то же время, скоро появится большое количество выгодных и интересных загородных проектов в экономклассе» – считает Владимир Яхонтов.
Согласно экспертным прогнозам, классическая загородная недвижимость – коттеджи и таунхаусы на первичном рынке дешеветь в 2016 году не будут, поскольку уже сейчас проекты реализуются с минимальной рентабельностью для застройщика. При этом вторичный загородный рынок подвергся ценовой корректировке к низким значениям – готовые дома и таунхаусы в состоянии «под ключ» часто предлагаются по цене ниже себестоимости с учетом всех произведенных вложений в участок, дом, коммуникации, дополнительные постройки, документацию.
«В результате чего вторичная недвижимость составляет ценовую конкуренцию первичному рынку, и это приводит к смещению определенной части спроса в данный сегмент. Соответственно, по итогам 2016 года этот субрынок также сможет продемонстрировать стабильные результаты» - заключает эксперт.